Translate

Как построить новую систему образования внутри старой системы

Глотай, что дают, думать не обязательно - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/
Выформировывать новую систему образования внутри старой системы; в результате старая сама распадётся, изживёт сама себя. 
Речь идёт, в первую очередь, о "перезагрузке" педагогического мышления.




Как создать школу нового поколения:


проект по внедрению инновационной образовательной парадигмы в школьную практику

В статье отражены результаты многолетнего эксперимента с нахождением путей качественной модернизации системы образования, которая проводится в Украине на протяжении всех лет её независимости (сначала под управлением МОН Украины и АПН Украины, в настоящее время – на общественных началах). Рассмотрены актуальные вопросы относительно реальных возможностей осуществления перестройки отечественного образования с учётом неотложного вызова времени:
  • причины системного кризиса школьного образования;
  • что именно необходимо изменить в образовании;
  • какая существует альтернатива традиционной образовательной практике;
  • какой именно потенциал имеет образовательная общественность Украины, относительно создания собственной инновационной модели развития общего среднего образования.
Изложено авторское видение практических мероприятий по переводу системы образования в новое функциональное качество и создание школы нового поколения.

Содержание:




Традиционный подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе

Считается, что обучение – это процесс передачи знаний и жизненного опыта старшего поколения младшему. Такой подход базируется на “Дидактике” Яна Амоса Коменского (16 век), в котором было провозглашено, что надо “учить всех всему”. Закономерно возникают следующие вопросы:
  • А что содержит в себе это “всем”? Хотя бы учитывая то, что “всё” в 16 веке очень отличается от “всего” в 21 веке, ведь объём информации в разы уже не тот.
  • Кто решает, что именно это “всё” должно в себе содержать? У одного автора учебника одно “всё”, у другого оно другое. Как результат, школьные учебники перенасыщены академизмом, а узкоспециальные формулировки, понятия, термины не воспринимаются не только детьми, но и большинством взрослых, а иногда даже учителями.

Парадигмальний принцип Коменского “учить всех всему” трансформировался в задачу современного образования “научить всех всему”. Но возможно ли такое в принципе – научить “всему”, а тем более – “всех”?

Ученье - свет, а учебников - тьма - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/
Длительное время осуществлялись попытки научить “всех” способом индивидуального подхода к каждому ученику. И реально ли это? Когда в классах до 30 учеников, таких классов у каждого учителя по 5, а то и больше? В таком случае имя каждого ученика запоминается разве что на конец года. К тому же, программный материал (раздутый сверх любой разумной меры) надо успеть дать в предельно сжатые сроки.
Вроде бы изобрели один вариант выхода из такой ситуации: 
имплементация в школе личностно-ориентированного подхода и введения в школах должности практического психолога.
Психологи должны диагностировать учащихся, изучать их индивидуальные особенности и сообщать учителям о результатах таких исследований. На эти и смежные темы было защищено немало кандидатских и докторских диссертаций, подготовлено много научных публикаций, проведено множество конференций и семинаров. Но изменилось ли что-нибудь в сути? Вместо принципа “Я даю вам всем – вы берите” сейчас “Я знаю твой айкью и решаю, что следует дать именно тебе, – а ты бери”.
Так на каких реальных основаниях базируется отечественная педагогическая система, какими бы пафосными декларациями она не прикрывалась?

В украинской школе мы имеем в основе построения педагогического процесса субъект-объектный подход

А на самом деле в украинской школе мы имеем в основе построения педагогического процесса субъект-объектный подход. Где учитель – Субъект. Он знает, он решает, он даёт, он оценивает. То есть учитель – активная творческая личность, для которой школа – это площадка для личностной самореализации. Вот и реализуются учителя в зависимости от того, кто на что способен, по мере собственного понимания своей ответственности за конечный результат.
С другой стороны, ученик – это Объект, вроде бы безмолвный предмет, на который направлены педагогические воздействия, и которому никто не объясняет, для чего ему нужно “всё”, что дают и что с этим “всем” делать, кроме как пересказать на уроке на оценку, написать контрольную, сдать экзамены или пройти Внешнее независимое оценивание (ВНО). За него все решают, ему все предлагают в готовом, “разжёваном” виде – только успевай проглатывать и переварить.
Система образования "по-пигнвиньему" - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/
В общем, представляется такая картинка, как будто пингвин кормит своего птенца. Все знают, как это происходит?! А хотел бы кто-то, чтобы его, таким образом, кормили?! Помните, что в основе такого кормления – отрыгивающий, рвотный рефлекс?! Так что же мы хотим получить от наших детей, которых кормим знаниями “по-пингвиньему”? А вот то и получаем. Проглатывать у них ещё кое-как, может, и выходит, а вот с перевариванием и усвоением такой “пищи” получается незадачка. И так из года в год, из поколения в поколение.

Если тяга к творчеству не получает реальной поддержки, возникает тяга к разрушению

О том, что за последние десятилетия дети очень изменились, говорится много. Исследования показывают, что современные дети в своём большинстве не способны вписаться в рамки традиционной системы образования, не нанося вреда своему развитию. В ходе вынужденного покорения стандартизированным канонам происходит непоправимая “ломка” их индивидуальности и утрата творческой самобытности.
При этом одни смиряются, плывут по течению и пополняют ряды инфантильного общественного балласта. И это не зависит от учебных результатов; сегодня даже термин придумали для вчерашних школьных отличников и хорошистов, не способных состояться в жизни, – “обученная беспомощность”. Другие, более эмоционально крепкие, прибегают к другим крайностям. Их творческий потенциал, жизненная энергия не находит выхода и приобретает форму протеста против всего и всех. Понять этот феномен помогает высказывание Е.Фромма:
«Если стремление к творчеству не получает реальной поддержки, возникает стремление к разрушению. Психологическое напряжение набирает такую силу, что в случае, когда человек не может объединить себя с миром в акте творчества, вместо него зарождается побуждение к устранению и разрушению этого мира ..., альтернатива очевидна – творить или разрушать» /Е.Фромм/
В этой связи возникает закономерный вопрос – почему необходимо в корне менять образовательную парадигму в целом?
Во все времена институт образования пытался отвечать требованиям времени, выполняя заказ на желанную обществом личность, и считался двигателем прогресса. Тот же упомянутый ранее парадигмальний подход “учить всех всему” Яна Амоса Коменского в своё время сыграл революционную роль – народонаселение находилось в узах тотального невежества, система образования только-только зарождалась, приобретая первых признаков общественного института. Но сегодня это парадокс. Старая школа, которая уже явно и давно отжила свой век, изо всех сил пытается удержать свои прежние позиции, тормозя изменения, которые назрели в общественном мироустройстве.
Общество (не только в Украине, мировое сообщество в целом) вошло в фазу глобализированного, перманентного кризиса. Необходим скачок, прорыв из устоявшихся бесперспективных реалий в новое цивилизационное измерение. Необходима новая личность, новое поколение, способное вывести общество за рамки существующей деструктивной системы вещей. Вопреки этому, старая школа, которая уже явно и давно отжила свой век, изо всех сил пытается удержать свои прежние позиции, тормозя изменения, которые назрели в общественном мироустройстве. Попытки частичного реформирования отдельных компонентов образовательной практики (в основном носят поверхностный, косметический характер) служат именно этой цели – законсервировать традиционные образовательные каноны, замаскировать необходимость в глубинных преобразованиях.
"Бег на месте общепримеряющий" - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/
В последнее время происходит много разных форумов, дискуссионных мероприятий, на которых украинские интеллектуалы горячо обсуждают необходимость кардинальных изменений в образовании. На эту тему печатается много статей, произносятся пламенные речи.
Все соглашаются с тем, что целевой вектор современной школы – “формирование современного человека с инновационным типом мышления, инновационной культурой и способностью к инновационной деятельности” (цитата из выступления В.Кремня на открытии VII Международного форума “Инноватика в современном образовании”).
Все понимают, если школа не сможет продвинуться вперёд, то нас ожидает полная стагнация во всех сферах общественного развития (по сути – это путь в никуда).
Следовательно, необходима новая парадигма организации школьного образования. И её контуры уже разработаны отечественными специалистами. То есть, Украине нет необходимости всё начинать с нуля, достаточно взять уже вполне сложившуюся теорию, экспериментально разработанный и многократно апробированный технологический инструментарий и ввести это в практику школьной жизнедеятельности. Речь идёт о развитии принципиально новой педагогической системы, основанной на идеях психологии и педагогики жизнетворчества личности.
Системообразующей целью жизнетворческой образовательной парадигмы предстаёт формирование личности, способной осознанно строить свою жизнь, брать на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих близких, общества в целом. При этом личность рассматривается как субъект реализации собственной жизненной стратегии, которая разрабатывает и осуществляет творческие проекты по основным направлениям жизненного самоопределения:
Я – человек
Я – гражданин
Я – индивидуальность
Я – мыслитель
Эти направления соответствуют категориальным концентрам тетратомичной гармоничной структуры мироздания и определяют содержание воспитательного компонента педагогического процесса:
Материя – гармония бытия (функциональный аспект жизнеосуществления)
Пространство – гармония отношений (социальный аспект жизнеосуществления)
Движение – гармония души (ментальный аспект жизнеосуществления)
Время – гармония познания (интеллектуальный аспект жизнеосуществления)
По принципу системной тетратомии (исходя из четырёхгранной всеохватности первооснов мировой гармонии) определяются и программные содержательные модули учебного компонента педагогического процесса:
Человек – планета
Человек – социум
Человек – творчество
Человек – ноосфера
Каждый из содержательных модулей педагогического процесса конкретизируется в соответствующих программах всех возрастных ступеней (подготовительная школа, начальная школа, основная школа, старшая школа) и обеспечивается соответствующим педагогическим инструментарием.

В тезисной форме педагогику жизнетворчества можно изложить следующим образом:

  • Ученик не является пассивным объектом педагогических воздействий и послушным потребителем готовых знаний.
Он – активно мыслящий субъект собственного саморазвития; он не только понимает, зачем ему нужны те или иные знания, умения, навыки, но и учится сознательно выбирать, в каком объёме и каким способом осваивать программный материал по той или иной теме, предмету, исходя из своих интересов, склонностей и способностей.
  • Учитель не над учениками, а рядом с ними, он не навязывает императивные сценарии учебной деятельности, а совместно с учениками разрабатывает познавательные творческие проекты по усвоению учебного предмета; взаимоотношения авторитарного, директивного управления педагогическим процессом заменяются отношениями сотрудничества и сотворчества.
  • Преимущественно используются интерактивные методы организации познавательной деятельности: игра, тренинг, командная работа, моделирование проблемной ситуации, постановка проблемно-поисковой задачи, творческая презентация, театральная импровизация, художественно-творческая трансформация, мозговой штурм и прочее.
  • Широко применяется метод творческого проекта. В ходе школьного обучения, с первых шагов, дети выдвигают различные идеи, разрабатывают, представляют, совершают всевозможные проекты (в том числе фантастические, виртуальные) по разным направлениям деятельности: научно-исследовательские, общественно-гуманитарные, экологические, валеологические, художественно-креативные, волонтёрские и тому подобное.
  • Воспитательный компонент педагогического процесса не считается второстепенным, таким, что реализуется только в ходе классных занятий и внеклассных мероприятиях. Педагогический процесс представляет собой целостное системное образование и трансформируется в насыщенное образовательное пространство с многочисленной вариативностью видов, форм, способов организации деятельности. На практике это обеспечивается инновационной педагогической технологией – Интегральной технологией развития творческого потенциала.
  • Интегральная технология развития творческого потенциала предусматривает создание психолого-педагогических условий для интенсивной актуализации субъектного статуса учащихся во всех видах межличностного взаимодействия и эффективно способствует формированию способности учащихся сознательно продвигаться по пути гармоничного жизнеутверждения через задействование проективно-рефлексивного механизма самоорганизации личности. Методически эта технология обеспечивается определенным набором инновационного педагогического инструментария организации учебной и воспитательной работы относительно всех возрастных периодов (от дошкольного детства до старшей школы).
  • Максимально эффективно и безболезненно решается проблема внедрения образовательной инклюзии. В корне меняется подход к организации работы с детьми, имеющими разные уровни учебных возможностей (в том числе детьми с особыми потребностями). Учитель не разделяет учеников на сильных и слабых. Во всех коллективно-творческих формах работы участвуют все: каждый на основании своих способностей вносит свой вклад в общий успех дела. К тому же учитель не концентрирует своё внимание на различных категориях учащихся (одаренных или таких, которые не слишком успешны); его усилия направлены на взращивание ростков одарённости, заложенных в каждом ребёнке, создании условий для всесторонней актуализации познавательно-творческого потенциала каждого ученика. При этом наиболее способные и талантливые ученики, получая широкий простор для самореализации, не болеют “звёздной болезнью”, а учащиеся с более низким потенциалом также имеют неограниченные возможности для творческого самовыражения и не становятся жертвами комплекса неполноценности.
  • В целом, педагогика жизнетворчества позволяет успешно решать главную задачу современного образования – формирование жизненной компетентности учащихся, то есть их способности заранее просчитывать эффективность своих действий и поступков и осуществлять рефлексию оптимальности затраченных усилий по выполнению тех или иных задач, решать проблемы любой сложности путём перевода их в разряд творческой задачи, достигать жизненного успеха, несмотря на внутренние ресурсные ограничения и внешние препятствия, сознательно продвигаться к личностной зрелости.
Система работы педагогического коллектива на принципах педагогики жизнетворчества, изложена в книге «Развитие детской одаренности: моделирование инновационногопедагогического процесса общеобразовательной школы».
Продемонстрируем воплощение перечисленных методологических положений в педагогическую практику на конкретном примере внедрения в учебно-воспитательный процесс одной из составляющих Интегральной технологии развития творческого потенциала – Методики проективно-рефлексивного обучения для основной школы (5-9 классы). Но сначала проанализируем, что мы имеем сегодня? В чём заключается сущность традиционной классно-урочной системы?
Разбросанность программного материала по многочисленным учебным предметам и узким темам. Ежедневная стресогенная для учащихся проверка домашнего задания. Однотипные по сценарию объяснения учителем новой темы (сегодня многие учителя просто загружают для этого готовые презентации из Интернета, и это подаётся как использование информационных компьютерных технологий). Вызывание, на всеобщее обозрение, к доске. Бесконечный поток скучных упражнений, примеров, задач, формул, дат, правил и тому подобное. Вынужденная зубрежка формулировок и понятий, которые трудно поддаются осмыслению. И всё это под дамокловым мечом поурочных оценок, контрольных работ, экзаменов.
Что осталось в голове после того, когда всё, что учил в школе - забылось - https://zhiznlifecreati.blogspot.com
Замыкает цепь контроля знаний ВНО, тесты которого рассчитаны преимущественно на проверку способности выпускников запоминать материал (опять-таки необходимость зубрежки, родители вынуждены тратиться на репетиторов). Попутно вспомним, какую огласку получил недавний скандал, связанный с попыткой включить к тестам по украинской литературе задачи на понимание сути текста, что не соответствовало устоявшимся штампам.

Что предлагается взамен, в случае применения инновационной технологии?

  • Яркие тематические обзоры информации по укрупнённым содержательным модулям, что позволяет учащимся панорамно охватить материал в целом, научиться в нём свободно ориентироваться и с помощью учителя выделять из него наиболее важное для углубленного изучения.
  • Составление коллективных и индивидуальных планов изучения материала с выбором наиболее подходящих и интересных форм проведения занятий. При этом ученики поощряются составлять дополнительные индивидуальные или групповые познавательно-творческие проекты по вопросам, которые их больше всего интересуют. Каждый ученик сам для себя (возможно с помощью учителя или родителей) выбирает, какой материал он будет изучать углублённо, а какой поверхностно (в обзоре), что ему необходимо знать конкретно, а с чем будет достаточно ознакомиться для общего развития.
  • Рабочие уроки с распределением учащихся по творческим лабораториям для обсуждения и осмысления полученных знаний и практической отработки умений и навыков в ходе выполнения различных творческих заданий. Кстати, этот способ проведения уроков хорошо зарекомендовал себя даже в работе с младшими школьниками. Это элемент методики развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Эту методику в своё время освоили на специальных курсах и успешно использовали в работе многие учителя и сегодня некоторые продолжают по ней работать.
  • Вместо директивных домашних заданий (выучить, выполнить, решить, написать, подготовить и т. п) – работа по индивидуальным планам и над творческими проектами.
  • Финальный урок для закрепления материала с презентациями коллективных и индивидуальных наработок в различных интерактивных формах (как именно будет проходить этот урок договариваются заранее на вступительном уроке во время составления общего плана тематического раздела).
  • На заключительных из раздела уроках подводятся итоги учебной работы по методу экспертно-рейтингового оценивания. Экспертиза знаний может проводиться (опять-таки по общей договорённости) как в традиционной форме – контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, зачёт, собеседование, так и в оригинальной форме – викторина, кроссворд, брейн-ринг, аукцион знаний, коллоквиум, информационная ярмарка, пресс-конференция, заочное путешествие и тому подобное. При этом оценивается не воспроизведение учебного материала как такового, а степень его осмысления, уровень способности учащихся свободно ориентироваться в тематической информации, способность оперировать приобретёнными знаниями, умениями, навыками.
  • Итоговая оценка выставляется на основании заработанных учеником во время экспертизы баллов с учётом рейтинга его познавательной активности. При этом рейтинг (высокий, средний, низкий) определяет не место достижений ученика в сравнении с достижениями ровесников, а меру его совести, исполнительности, ответственности, инициативности и тому подобное. К тому же, в определении своего рейтинга участвует сам ученик – заполняет специальную карточку самоанализа своей учебной работы по освоению данного тематического раздела. Для более младших школьников алгоритм самоанализа достаточно простой, для старших – с постепенным усложнением и введением элементов углублённой рефлексии. Рейтинг познавательной активности оказывает существенное влияние на итоговую оценку по разделу, что изучалось, и позволяет более объективно определить уровень успеваемости ученика. Что ещё очень важно – даже при наличии невысоких экспертных результатов благодаря высокому рейтингу статус ученика может быть достаточно высоким как в глазах учителя, так и в глазах сверстников и родителей.
  • В конце изучения программного модуля проводится коллективная рефлексия: определяется, что удалось, а что не очень, что помогало, а что препятствовало успеху, за что себя можно похвалить, а что следует исправить, изменить, улучшить в будущем. В этой части можно просмотреть видеоролики, видеофильм, компьютерную анимацию, фотомонтаж, подготовленные во время учебного процесса инициативной группой учеников или приглашённым специалистом (из числа родственников, старших друзей). По желанию можно устроить небольшой праздник, организовать выставку результатов деятельности, панораму творческих проектов, парад номинаций, награждение за вклад в общее дело и тому подобное.
Истинный учитель - https://zhiznlifecreati.blogspot.com
Представленная здесь обзорно одна из методик, которая входит в Интегральную технологию развития творческого потенциала. Она разрабатывалась в ходе длительного формирующего эксперимента и была апробирована на практике многими учителями – результаты впечатляют и дают надежду. Даже в обычной сельской школе, в тех классах, которые характеризовались очень низким уровнем познавательной активности, происходят разительные изменения (можно посмотреть видеофильм). 
Более полно и подробно эта методика изложена в книге «Развитие детской одаренности:моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательнойшколы». Кроме того, наработано и апробировано много других педагогических инноваций по всем направлениям организации жизнедеятельности учебного заведения на принципах педагогики жизнетворчества личности.

Авторская рефлексия


Ещё раз хотим подчеркнуть, что педагогика жизнетворчества абсолютно феномен современной отечественной педагогики. Хотя, конечно, её корни исходят из глубины веков. Ведь на протяжении всего хода исторического развития человечества педагоги-гуманисты нарабатывали опыт творческого сотрудничества с детьми, направленный на формирование личности, компетентной в вопросах своего жизнеутверждения. Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Генрих Песталоцци, Григорий Сковорода, Константин Ушинский, Лев Толстой, Мария Монтессори, Джон Дьюи, София Русова, Селестен Френе, Антон Макаренко, Януш Корчак, Василий Сухомлинский – каждый из этих выдающихся инноваторов с мировым именем вложил свой неоценимый вклад в развитие передовой педагогической мысли. Между тем, огромная предметно-целенаправленная работа по оформлению инновационных идей в слаженную системную парадигму была проведена именно в Украине.
Много украинских учёных (их статьи опубликованы в научно-методических изданиях и приведены в списке литературы) в своих работах уделяли большое внимание вопросам перехода школы на субъект-субъектное взаимодействие педагога с учащимися, переориентации учебно-воспитательного процесса с позиций вооружения учащихся оторванными от реальной жизни знаниями, умениями, навыками (так называемыми ЗУНами) на позиции формирования подлинной жизненной компетентности и развития познавательно-творческого потенциала учащихся.
Особенно большой вклад в непосредственную разработку теоретических основ педагогики жизнетворчества, академическое обоснование её психологических механизмов и понятийного аппарата было сделано Н.Кириловой и Л.Сахань. И.Ермаков, В.Доний, Г.Несен и другие много лет своей деятельности посвятили широкой популяризации её идей и вопросу внедрения в школьную практику инновационных жизнетворчих технологий.
Над разработкой практического инструментария (содержательные концентры, технологическое обеспечение) в течение 10 лет (1993-2003) работали экспериментальные учебные заведения разных типов, школы-лаборатории под руководством Министерства образования и науки, Академии педагогических наук. Было проведено большое количество учебно-практических конференций, семинаров, круглых столов, презентаций, научных отчётов, обобщён опыт, напечатано множество статей, защищены диссертации, издан целый ряд книг.
Задачи выполнения школой жизнетворческой функции были продекларированы в программных документах по определению перспективных ориентиров отечественного образования. Главная цель школы была обозначена как формирование жизненной компетентности учеников, провозглашался переход школы на инновационный путь развития. Казалось, национальный институт образования успешно продвигается по пути устранения разрушительных тенденций, таких как низкая познавательная активность учащихся, их разочарование в собственных силах, агрессивные взаимоотношения в школьных коллективах, стремительный рост подростковой преступности, социальный инфантилизм выпускников, профессиональное выгорание педагогов.

В ходе политических потрясений и бесконечных кризисных явлений проблемы школьного образования были переведены на второй план

А что дальше? А дальше – 2004 год. Пошли одна за другой бурные события (как внутри страны, так и на международном уровне). И в ходе политических потрясений и бесконечных кризисных явлений проблемы школьного образования были переведены на второй план.
Чиновникам стало не до инноваций, всё наработанное во время многолетней научно-экспериментальной работы вроде бы потеряло свою актуальность. Идеи педагогики жизнетворчества постепенно были выхолощены и отошли в забвение.
Между тем, вопрос инноваций очень активно обсуждается в современной образовательной среде. Все сходятся на том, что необходимо внедрять инновационные технологии. При этом мало кто имеет чёткое представление, о чём именно идёт речь, в основном всё сводится лишь к хаотичным бессистемным попыткам использования различных оригинальных форм проведения уроков и воспитательных мероприятий.
На тему педагогических инноваций по-прежнему проводится множество конференций. В Интернете – настоящий инноваторский бум. Но почитайте, о чём говорится в этих резолюциях конференций, просмотрите сборники статей по их итогам – и всё сразу становится понятным – общие слова, весомые философские умозаключения, не сопоставимые с реальной педагогической действительностью.
А реальность такова, что современная школа всё больше превращается в испытательный полигон для детей и их родителей. Протест из уст первоклассника “Не хочу я ходить в эту вашу школу!” звучит всё громче и трагичнее. Он ещё не осознает, что обречён на целую вечность, по меркам детства, только сидеть за партой, часто в бессмысленной и некреативной среде. Но ещё надеется, что родители в силе освободить его от этой тяжкой повинности.
Испытательный полигон - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/

Что имеем и чего заслуживаем

Но сегодня мы уверены, пришло время для реальных качественных изменений в системе образования. Подчеркнём – изменений не частичных, фрагментарных. Косметических реформ уже было проведено предостаточно. То 10-летняя школа, то 11-летняя, то 12-летняя, затем снова 11-летняя, теперь вот опять 12-летняя, – и всё это в контексте перманентной дискуссии, как бы так умудриться, чтобы втиснуть непомерно раздутые программные стандарты в недостаточно габаритные для них головы учеников.

В расписаниях по 7-8 уроков, что не укладывается в никакие санитарно-гигиенические нормы

Введена 12-балльная система оценивания якобы с целью введения более гибкого способа определения успешности учащихся, противодействуя процентомании и фактической легализации низкого уровня освоения программного материала определённой категорией учащихся. Но управленцы, учителя, дети и родители быстро поняли, как её соотнести с привычной 5-балльной, и на самом деле ничего не изменилось. К тому же, школы так же отчитываются перед районо о количестве отличников и неуспевающих учеников и это продолжает считаться одним из основных критериев оценки их деятельности. Вводятся всё новые и новые предметы и факультативы и так перегруженного учебного плана. На одни предметы количество часов уменьшается, на другие – увеличивается. При этом в расписании по 7-8 уроков, что не укладывается в никакие санитарно-гигиенические нормы.
Вроде бы непрестанно повышается уровень индивидуализации, стандартизации, компьютеризации, вариатизации, оптимизации и тому подобное. Только суть унифицирования, при котором нивелируется личность в учебно-воспитательном процессе, остаётся неизменной. Необходимы парадигмальные изменения, системно-трансформационные. И в частности в самой сущности ключевого подхода к организации педагогического процесса. Ученик должен приобрести статус субъекта в жизнедеятельности школы, а учитель должен стать проводником ребёнка на пути к жизненной компетентности, личностной зрелости, помощником ученика в освоении эффективных способов самоорганизации, самообразования, самосовершенствования личности. А значит, нужны педагогические кадры новой формации.
Для решения этой проблемы в настоящее время разрабатывается новое научное направление – педагогическая акмеология. Эвристический аспект становления и развития педагогической акмеологии изложен в уже упомянутой книге «Развитие детской одаренности:моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы». Уже наработана новая технология подготовки педагогов в ВУЗах и программа курсовой переподготовки учителей-практиков. Сегодня Украина имеет шанс создать свою парадигмально новую, методологически оригинальную модель образования нового тысячелетия (вместо попытки то ли копировать образовательные системы Запада, то ли внедрять отдельные фрагментарные инновации).

Сегодня имеется всё необходимое для того, чтобы новая система образования заработала

Уникальность и сила инновационного гуманитарного проекта по созданию школы нового поколения на основе жизнетворческой образовательной парадигмы заключается в том, что в противовес малоефективному реформированию отдельных аспектов деятельности института образования предлагается чёткая детализированная система мероприятий по переводу современной школы в новое функциональное качество, обработана интегральная модель инновационного педагогического процесса (с содержательным и технологическим обеспечением всех её компонентов), модель управления инновационными процессами в образовании, модель кадрового и материально-технического обеспечения (кстати, такого, что не требует особого дополнительного финансирования). Фактически, сегодня имеется все необходимое для того, чтобы новая система образования заработала (во всяком случае, как локальный пилотный проект).
Как наиболее оптимальный путь внедрения инновационной образовательной парадигмы в школьную практику мы видим создание Региональных базовых акмеологических центров (можно использовать для начала материально-техническую базу одной из школ-интернатов, которые на данный момент готовятся к закрытию).
Центры могут иметь такую структуру:
  • Экспериментальная школа жизненной компетентности
  • Лаборатория педагогической инноватики
  • Курсы педагогического мастерства
  • Комплекс многопрофильной реабилитации (для решения проблематики, связанной с введением образовательной инклюзии – уже наработана целостная программа мероприятий по этому вопросу)
Можно пойти и другим путём. Создать отдельно взятую инновационную школу: развития детской одарённости (по инновационной концепции каждый ребёнок имеет в себе потенциальную одарённость, задача педагога – распознать её ростки и создать условия, а именно – насыщенное образовательное пространство жизнетворчества – для её актуализации и дальнейшего развития). Эта школа в дальнейшем будет служить образцом, действенной моделью для других учреждений образования.
Можно действовать по теории внедрения инноваций Эверетта-Роджерса. Начать с запуска идеи через коммуникационные каналы. Провести инновационный форум и серию специальных тренингов для желающих учителей и студентов – таким образом подготовить почву для дальнейших преобразований, создать инициативный творческий коллектив для адаптации идеи качественной модернизации образования в культурно-общественной среде. Организовать курсы повышения квалификации учителей по педагогической акмеологии (можно их проводить в режиме онлайн).


На самом деле путей много. Но дорогу осилит только идущий. Поэтому пожелаем всем нам, неравнодушным к судьбе образования, успехов и вдохновения на инновационном пути развития педагогики нового тысячелетия!

Источники

  1. Школа жизнетворчества личности: научно-методический сборник / Ред. кол.: В. М. Доний (председатель), Г. М. Несен (зам. председателя), И. Г. Ермаков (научный ред.) и др. – К.: ИСДО,1995.
  2. Психология и педагогика жизнетворчества: учебно-метод. пособие./ В. М. Доний (председатель), Г. М. Несен (зам. председателя), И. Г. Ермаков (научный ред.) и др. – К.: 1996.
  3. Искусство жизнетворчества личности: науч.-метод. пособие в 2-х частях / Ред. совет: В. М. Доний (председатель), Г. М. Несен (зам. председателя), Л. В. Сохань, И. Г. Ермаков (руководители авторского коллектива) и др. – К., 1997.
  4. Реабилитационная педагогика на рубеже XXI века: науч.-метод. сборник в 2-х частях / Ред. совет В. М. Доний (председатель), Г. М. Несен (зам. председателя), И. Г. Ермаков (науч. ред.) и др. – К.: ИЗМН, 1998.
  5. Жизненные кризисы личности: науч.-метод. пособие в 2-х частях / Ред. совет: В. М. Доний (председатель), Г. М. Несен (зам. председателя), Л. В. Сохань, И. Г. Ермаков (руководители авторского коллектива) и др. – К.: УЗМН, 1998.
  6. Имидж школы на пороге ХХІ века: Практико ориентировачное пособие. – К.,1999.
  7. Перспективные образовательные технологии: науч.-метод. пособие / под ред. Г.С. Сизоненко – К.: Гопак, 2000.
  8. Продвижение к компетентности и интеграции в обществе: научно-методический сборник / Ред. кол. Н. Софий (председатель). Ермаков (руководитель авторского коллектива и научный редактор) и др. – К.: Контекст, 2000.
  9. Современные инновации в реабилитационной педагогике (из опыта работы Хортицкого учебно-реабилитационного многопрофильного центра, г. Запорожье). – Запорожье: Премьер, 2002.
  10. Жизнетворчий потенциал реабилитационной педагогики: размышления над проблемой: сборник / Ред. кол. С. А. Новик (председатель), Л. И. Немоловская (заместитель председателя), И.Г. Ермаков (научный редактор) и др.. – К., 2002.
  11. 11. Сохань Л.И. Искусство жизнетворчества. – Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2010.
  12. Пузыревич Е., Пузыревич А. Развитие детской одарённости: моделирование инновационного педагогического процесса общеобразовательной школы – Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015.
  13. Алексєєва Е., Пузиревич К. Архітектоника педагогічного успіху // Відкритий урок: розробки, технології, досвід» – 2010. Видавництво “Плеяда”.
  14. Пузиревич К. Організація шкільного самоврядування // Соціальний педагог. Видавництво “Перше вересня”.
  15. Пузиревич К. Інтегроване навчання дітей з вадами розвитку // Відкритий урок: розробки, технології, досвід – 2010. Видавництво “Плеяда”.
  16. Пузиревич К. Створення на уроці умов для підвищення пізнавальної активності всіх учнів // Педагогічна майстерня. Видавнича група “Основа”, 2011.
  17. 17. Пузиревич К. Феномен особистісної обдарованості // Психолог. Видавництво “Перше вересня”, 2011.
  18. Пузиревич К. Країна Інноватія // Педагогічна майстерня. Видавнича група “Основа”. Спеціальний випуск, 2011.
  19. Алексєєва Е. Педагогічна акмеологія як інноваційна методологічна платформа підготовки фахівців нової формації: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції, 11-12 червня 2015р., м. Мелітополь, 2015.
  20. Алексєєва Е. Акмеологічні орієнтири інноваційної освітньої парадигми: збірник тез доповідей Всеукраїнської науково-практичної конференції молодих вчених і студентів, 22-24 жовтня 2015 р., м. Мукачево. Алексеева Е., Пузиревич К. Архітектоника педагогического успеха // Открытый урок: разработки, технологии, опыт» – 2010. Издательство “Плеяда”.
Инициативный авторский коллектив Лаборатории ноосферных образовательных технологий
Творческий союз акмеологов
http://www.akmeproekt.org.ua/

Освiтня криза i вихiд iз глухого кута


  Радость познания - https://zhiznlifecreati.blogspot.com/



Лучшая благодарность блоггеру — это написать свои комментарии, поставить лайки, поделиться в соц. сетях с друзьями и подписаться на рассылки... Заранее благодарим за Ваши отзывы! Write your comments, put huskies and subscribe to the mailing... Thank you for Your feedback!











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.